Фрагмент для ознакомления
2
Фейк – это аналог английского слова fake, которое сегодня наиболее часто употребляется в значениях trick – «уловка, обман», «подделка, фальсификация, подлог», а также swindle – «шутка, шалость». Глагол fake означает «манипулировать мошенническим способом, чтобы предмет выглядел лучше или не таким, каким он на самом деле является». В семантике прилагательного fake указывает на искусственность предмета, его 3 несоответствие реальности. В широком смысле фейком именуют любую подделку, выдаваемую за настоящую вещь.
Словарь современных иностранных слов Е.Н. Шагаловой объясняет, что этот неологизм для сленга означает "нечто ложное, нереальное, поддельное или вводящее в заблуждение". Под фальшивыми новостями С. С. Распопова и Е. Б. Богдан понимают, что "сфабрикованный новостной материал может ввести аудиторию в заблуждение, но ложь можно увидеть насквозь и разоблачить".
По мнению А. П. Суходолова и А. М. Бычковой, "фальшивая новость - это сообщение, которое стилистически сделано так, чтобы выглядеть как настоящая новость, но полностью или частично является ложным" .
Н. Ф. Пономарев дает следующее определение: "Фальшивые новости - медиапродукт нарративной "обманной коммуникации" в форме новостной журналистики, имеющий неопределенную истинностную ценность и используемый влиятельными акторами для достижения политических или коммерческих целей созданный влиятельными медиаагентами, распространяемый ими, легитимизированный авторитетными новостными СМИ и воспринимаемый целевой группой как достоверные новости из достоверных источников".
И. Уайз предлагает такое определение: "Фейк - это специально созданные новости, события или журналистские материалы, содержащие ложную или искаженную информацию, которая дискриминирует определенного человека или группу в глазах аудитории" [цит. по: 3]. [ссылка: 3]. Называя фальшивки "инструментами информационной войны", она перечисляет следующие задачи фальшивых сообщений: распространение ложной информации среди аудитории; продвижение своих взглядов и политики; провоцирование оскорбительного поведения; подрыв позиции человека и возбуждение подозрений; распространение паники; изменение изменить мнение, побудить к определенному поведению, привлечь внимание и интерес аудитории, убедить аудиторию на основе вымышленных фактов, запугать аудиторию и т. д.
Словарь русских синонимов ASIS приводит следующие десять синонимов к слову "ложный" (перечислены в порядке убывания частоты): фальшивый, фальшь, фальшивка, фальсификация, заблуждение, ложность, обман, подделка, фабрикация.
В июне 2018 года Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций провела круглый стол на тему «Распространение фейковой информации в сети «Интернет», в ходе которого было внесено предложение – под жаргонным термином «фейк-ньюз» понимать общепринятое определение – это информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью 4 введения в заблуждение, для того чтобы получить финансовую или политическую выгоду».
По мнению Н.А. Рябченко и О.П. Малышевой, фейковые новости - это искаженная, предвзятая и ложная информация, которая распространяется вирусным путем по различным каналам массовой коммуникации, включая традиционные и современные СМИ. Такая информация принимает форму новостей, слухов, городских легенд, мнений и цитат. Распространение такой информации может иметь разрушительные социальные последствия, которые могут быть связаны со спецификой дискурсивных арен, в которых она функционирует
С. Г. Ушкин, ведущий научный сотрудник отдела регионального управления и мониторинга ГКУ "Научный центр социально-экономического мониторинга" Республики Молдова, выделяет несколько подходов, актуальных для изучения фальшивых новостей. Первый из них - постмодернизм (например, Ж. Бодрийяр), который изучает природу симулякров и симуляций и последствия их влияния на гиперреальность. Второй подход - социальный конструктивизм (например, П. Бургер, Т. Лукман), изучающий процессы создания и восприятия социального мира, в том числе формирование общественного мнения.
Третий подход - медиаконструктивизм (например, Н. Колдли, А. Хепп), который основан на конструктивизме и признает важность медиа в технологической структуре цифровой коммуникации. Четвертый - коммуникационная теория Уолтера Липпмана, согласно которой средства массовой информации и коммуникации направлены на аудиторию, что приводит к формированию уже сложившихся представлений и суррогатных реальностей, а поведение человека является реакцией на эту симулированную среду. Пятый подход - многоуровневая теория коммуникации, согласно которой СМИ и коммуникация не являются единственными источниками информации, но важную роль играет межличностная коммуникация, в том числе виртуально опосредованная.
А. Суходолов (P. Sukhodolov) проанализировал ряд "фальшивых новостей" и выделил несколько типов. Первый характеризуется соотношением достоверной и недостоверной информации: 1) новость полностью фальсифицирована; 2) новость содержит частичную ложь, но в целом информация правдива; 3) новость рассказывает о реальных событиях, но некоторые ее аспекты не соответствуют действительности.
Фальшивые новости – это мистификация СМИ в связи с погоней за сенсацией и спросом; дезинформация, распространяемая в СМИ под видом новостей, сообщение фальшивых новостей; недостоверная и непроверенная информация, не соответствующая реальным фактам или эмпирической действительности. журналистские отчеты, опубликованные в СМИ и содержащие недостоверную информацию.
Ключевой вопрос здесь заключается в том, являются ли фальшивыми новостями неточные публикации, созданные без злого умысла, недостоверная информация или намеренно вводящие в заблуждение и сфабрикованные новостные материалы. Вопрос в том, является ли. Некоторые исследователи и эксперты рассматривают фальшивые новости как преднамеренное распространение ложной информации в СМИ (как традиционных, так и новых) для получения финансовой или политической выгоды и с целью введения в заблуждение. Более того, некоторые исследователи подчеркивают, что определение фальшивых новостей фокусируется на вбросе информации, имеющей провокационный и резонансный характер.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьева А. О., Томашевская И. В., Априянц К. В. Фейковые новости в условиях пандемии COVID-19 //StudNet. – 2020. – Т. 3. – №. 11. – С. 629-635.
2. Богданов С. В. " Мерцающие" события: особенности фейковых новостей и их место в стратегических коммуникациях //Век информации. – 2017. – №. 2-2. – С. 231-232.
3. Бутырин, Д. А. Фейки в Российской медиасреде в период распространения короновируса COVID-19/ Д. А. Бутырин, Р. А. Захаркин, П. Ю. Самойленко – Текст: непосредственный // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета: Журналистика. Образование. Словесность. – 2021. – Т. 1. – № 1. – C.44 – 64. – DOI: 10.24334/KBSU.2021.1.1.00
4. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов М.: Изд-во Моск, ун-та, 2004.
5. Зырянова М. О. " Фейковые" новости как инструмент управления общественным мнением //Диагностика и прогнозирование социальных процессов. – 2019. – С. 21-25.
6. Иванищева О. Н. Фейковые новости как новая форма пропаганды //Человек. Культура. Образование. – 2018. – №. 4 (30). – С. 104-110.
7. Иванищева О. Н. Фейки как разновидность социальной информации //Человек. Культура. Образование. – 2020. – №. 1 (35). – С. 63-73.
8. Ильченко С.Н. Фейк в практике электронных СМИ: критерии достоверности // Медиа-скоп: электрон. науч. журнал. 2016. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/2237. Дата обращения: 01.05.2022.
9. Ильченко С. Н. Фейк в практике электронных СМИ: критерии достоверности //Медиаскоп. – 2016. – №. 4. – С. 24.
10. Ильченко С. Н. Фейковая журналистика. Спецкурс: учеб. пособие. – М.: ДиректМедиа, 2019. – 308 с
11. Иссерс О.С. Медиафейки: между правдой и мистификацией // Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 112-123.
12. Клинкова Д. А. " Фейковые новости" в социальных сетях: проблемы и решения //Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2017. – С. 233-235.
13. Красовская Н. Р., Гуляев А. А., Юлина Г. Н. Фейковые новости как феномен современности //Власть. – 2019. – №. 4. – С. 79-82.
14. Лебедева Е. Г. Фейковые новости как инструмент манипулятивного воздействия в медиасреде //Universum: филология и искусствоведение. – 2021. – №. 3 (81). – С. 4-7.
15. Максименков М. И. Фейковые новости: актуализация проблемы в России //Коммуникология: электронный научный журнал. – 2020. – Т. 5. – №. 3. – С. 55-66.
16. Мальцева А. А. Фейковые новости в современном медиапространстве //Студенческий. – 2019. – №. 37-2. – С. 87-88.
17. Массовая коммуникация: теория и практика : учебное пособие / О. А. Якимова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. — 112 с. : ил. — Библиогр.: с. 101–105. — 100 экз. — ISBN 978- 5- 7996- 3096- 6
18. Мищенко С. А., Осташевский А. В., Крайних И. Г. Фейковые новости в российских интернет-СМИ: правовое регулирование //Историческая и социально-образовательная мысль. – 2020. – Т. 12. – №. 2. – С. 85-92.
19. Пономарев Н. Ф. Фейковые новости в контексте постправды //E-Scio. – 2019. – №. 6 (33). – С. 126-133.
20. Пономарев Н. Ф. Фейковые новости в информационной войне //Филология в ХХI веке. – 2019. – Т. 2. – С. 54-64.
21. Распопова С. С., Богдан Е. Н. Фейковые новости: Информационная мистификация. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2018. – 112 с
22. Родюкова Т. Н. Специфика использования средств массовой коммуникации в современном информационном пространстве общества //Актуальные вопросы современной науки. – 2015. – №. 41. – С. 6-15.
23. Руденко А. М., Котлярова В. В. Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество //Медиаобразование. – 2017. – №. 3. – С. 134-142.
24. Суходолов А.П., Бычкова А.М. «Фейковые новости» как феномен современного меди-апространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. № 2(6). С. 143-169.
25. Суходолов А. П. Феномен «фейковых новостей» в современном медиапространстве //Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. – 2017. – №. 1. – С. 87-106.
26. Шагалова Е. Н. Самый новейший толковый словарь русского языка ХХI века. – М.: АСТ: Астрель, 2011 – 413 c
27. Шульц Э.Э. Фейковые новости в современных коммуникационных процессах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2022. Т. 9. № 3. C. 262-273. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2022-9-3-262-273